Главная » Статьи » Рассказы из жизни подводников

Подводные лодки - сквозь столетия от педалей до атомного реактора.

Первая исторически отмеченная удачная попытка построить подводную лодку отмечена в 1580 году. Ее построил и испытал англичанин Вильям Бурн. Приводилась в движение несколькими парами весел. Первая лодка, нашедшая практическое применение - на ней переправляли через Темзу пассажиров - из Гринвича в Вестминстер. Эту лодку разработал голландский врач, Корнелиус Ван Дребель, личный друг английского короля Якова. 12 гребцов, глубина погружения - до 3,5 метров. Он первым придумал жидкую смесь для регенерации воздуха.

В России создать ПЛ предложил Ефим Никонов, проект был предложен Петру I в 1718, а осуществил его в 1724 г. Но не удалось решить проблем герметичности. Эта лодка представляла собой, по сути, бочку. Первые попытки практически использовать ПЛ для военных целей принадлежат американскому механику Бушнелю, в период войны Североамериканских Штатов за независимость от Английской короны в 1776г. Созданная им ПЛ «черепаха» уже смогла выйти за пределы заливы и сблизиться с кораблем противника.

В 1801 году Роберт Фультон предложил подводную лодку с гребным винтом. («Наутилус») и парусом для надводного хода. В 1814 году он же первым предложил поставить на ПЛ паровую машину. Первой цельнометаллической подводной лодкой стала русская подлодка конструкции и постройки генерала Шильдера, 1834 г. эта лодка имеет историческое первенство еще по трем известным инженерным находкам: на ней впервые был установлен перископ, на ней впервые были установлены станки для пуска боевых ракет, (причем, ракет с подводным стартом) на ней впервые были установлены устройства для буксировки и постановки мин, которые подрывались гальваническим способом. (Как известно генерал Шильдер, наряду с Якоби, является одним из пионеров в разработке морского минного оружия.)

Командиром этой лодки на период испытаний был назначен лейтенант Н. Р. Жмелев, и с 1838 года участвовал в ее испытаниях. Лейтенанта Жмелева Н.Р. считают первым официально назначенным штатным командиром подводной лодки. В 1851 г немец Вильгельм Бауэр, изобретатель и строитель подводной лодки, когда та затонула при испытаниях, впервые применил метод свободного всплытия для спасения экипажа. Он сам и три матроса спаслись. (В 1856 году Бауэр построил лодку в России и продемонстрировал ее императору Александру II).

В 1855 году профессор физики из Монтелье первым Дэви предложил поставить на лодку электродвигатель. Но аккумуляторной батареи в то время создано еще не было. В 1859 году голландец Тетар Ван Эльвен установил на лодке усовершенствованный перископ.

В 1863 году французы Брюи и Буржуа построили ПЛ «Планжер» с воздушной машиной. в качестве двигателя подводного хода. Эта была первая ПЛ с механическим двигателем. остальные до этого приводились в движения мускульными усилиями экипажа.

В 1866 году была испытана ПЛ Ивана Федоровича Александровского, ставшая первой в русском флоте ПЛ с механическим двигателем. Вал винта вращала пневматическая машина. Впервые в мире на этой же ПЛ. была установлена система аварийного продувания ЦГБ воздухом высокого давления в 1866г.

Первой русской боевой подводной лодкой, погибшей из-за оплошности командира, запоздавшего с закрытием рубочного люка была ПЛ «Дельфин».

Впервые была практически осуществлена регенерация воздуха на ПЛ Джевецкого в 1884г. Первую в мире демонстрационную торпедную атаку из подводного положения по броненосцу, стоящему на якоре, а затем и по движущейся цели, провела германская ПЛ «Густав Зеде», построенная в 1897г. успешные торпедные стрельбы опровергли существующее тогда мнение об их невозможности из-за ожидавшегося выбрасывании лодки на поверхность после залпа.(МЭС, т.1, стр.368)

В 1898 г. была спущена на воду ПЛ «Нарвал», построенная в Шербуре (Франция) . Он считается первой в мире настоящей боевой ПЛ, способной действовать в открытом море. водоизм. 117 т, 4 ТА, 9/5 узлов.

В 1899г американский изобретатель Джон Голланд построил ПЛ «Голланд-4», 64 тонны, с бензиновым двигателем - для надводного, и электромотором - для подводного хода. именно эта лодка была первая в мире автономная ПЛ, которая могла заряжать свои аккумуляторы с помощью своих же генераторов и двигателей. И также на ней была придумана система погружения ПЛ с дифферентом на нос и последующим выравниванием. До этого ПЛ погружались на ровном киле.

В 1904г. вошла в строй первая русская боевая подводная лодка "Дельфин", командиром которой был назначен капитан 2 ранга Беклемишев М.Н.. Он вместе инженером- кораблестроителем И.Г. Бубновым и корабельным инженером И.С. Горюновым участвовали в разработке проекта подводной лодки и ее строительстве на Балтийском заводе в С.-Пб с 1902 по 1904гг.

Первый флагман подводников контр-адмирал Щенснович Эдуард Николаевич, был назначен в 1906г. Во время русско-японской войны - командир броненосца «Ретвизан». (Герой Порт-Артура. МСб 3-1996) Первой в мире затонувшей подводной лодкой, с которой удалось спасти экипаж была немецкая подводная лодка U-3. Это случилось в 1903г. (Журнал ТМ-1992г, 7)

Первым кораблем - спасателем подводных лодок специальной постройки был немецкий «Вулкан», построенный в 1907г., Первым российским спасателем был пароход «Волхов», после революции переименованный в «Коммуну».

Первая подводная лодка в мировой истории, взорвавшаяся при зарядке аккумуляторных батарей - итальянская лодка «Фока», взорвавшаяся в 1907г и затонувшая вместе с 14 членами экипажа. Первый учебный отряд подводного плавания был создан в Либаве (Лиепая) в марте 1906г. первый набор был сделан контр-адмиралом Щенсновичем Э.Н.в количестве 7 офицеров и 20 матросов. (МСб 3-1996).

Первые дизеля специально для подводных лодок (1320 л/с) были спроектированы и строились на заводе Л. Нобеля в Санкт- Петербурге в 1906году.

Первый «Словарь командных слов по управлению подводными лодками» разработан лейтенантом Ризничем. (1907г. МСб 3-1996).

Первая плавбаза подводных лодок со специальным оборудованием для обеспечения ПЛ называлась транспорт «Хабаровск» (МСб 3-1996).

ПЛ «Минога» - впервые в истории подводного плавания в качестве двигателя надводного хода установлены два дизеля по 120лс. Также она стала первой ПЛ отечественной постройки с ТА трубчатого типа. Гл. конструктор Бубнов. 1908г. ПЛ «Почтовый» (проект С.К. Джевецкого) впервые в истории применен единый двигатель внутреннего сгорания для надводного и подводного хода. В серию лодка не пошла, т.к. за ней оставался белый пузырчатый след, демаскирующий лодку.

В 1909 г. на ПЛ «Карп» была установлен разработанный инженером Ниренбергом Р.Г. прибор «акустического телеграфирования через воду», или, как сейчас бы его назвали, прибор звуко-подводной связи. Прибор обеспечивал телеграфную подводную связь до 10-12 кб., а также позволял обнаруживать шумящие подводные цели до 5кб. Работы проводились по инициативе кап.1 ранга Беклемишева М.Н. (МЭС, Л, "Судостроение". 1991г.т.1).

Первый в мире подводный минный заградитель «Краб», мог нести до 60мин, которые располагались в двух трубах в надстройке легкого корпуса. Конструктор М.П. Налетов. 1910г.

Первая в мире грузовая подводная лодка «Дойчланд», Германия, вышла в море в 1916году.

Первая победа русских подводников - 24.10.1914г. ПЛ «Аллигатор», командир - кап 2 ранга Вальронд захватил пароход «Герда Пихт» в качестве приза.

Впервые залповый метод торпедной стрельбы был использован подводной лодкой «Гепард» 10 авг. 1915 года, ею был атакован крейсер «Любек», шедший в охранении пяти эсминцев. Было выпущено пять торпед с интервалом в несколько секунд, и крейсер, получив попадание одной из торпед, затонул через короткое время. Подводная лодка «Тюлень» (командир - старший лейтенант Китицин М.А.) за годы 1 мировой войны уничтожила, повредила и пленила 20 вражеских судов. Это самый высокий показатель среди русских подводников на Балтийском и Черноморском флоте.

Первым предложил и в 1915 году разработал специальное устройство для работы дизелей на перископной глубине командир подводной лодки «Акула» лейтенант Гудим Н. А., а реализовал его на подводной лодке «Волк» лейтенант Мессер. Однако, существуют другие мнения и документы, не по военно-морским источникам. Историк Павел Веселов в журнале ТМ 10-93г. пишет, что еще в русско-японскую войну лейтенант Янович С. попробовал оснастить ПЛ «Кета» (еще конструкции Джевецкого С.К.) единым двигателем - бензомотором, воздух к которому подавался по вертикальной трубе и «Кета» могла долго пребывать в полупогруженном состоянии. В 1910 г. на Сибирской флотилии были проведены испытания устройства вывода отработанных газов и подачи воздуха к ДВС на перископной глубине. Автор проекта - штабс-капитан корпуса корабельных механиков, флагманский механик бригады ПЛ сибирской флотилии Борис Евгеньевич Сальяр. Испытания проводились на ПЛ «Фельдмаршал граф Шереметев» с обеспечением ПЛ «Скат», которой командовал лейтенант Гудим, также занимавшийся разработкой РДП. Из иностранных ПЛ, такая «труба» была впервые установлена на итальянской ПЛ «Сирена» в 1925г. (капитан 2 ранга Гудим погиб в 1915г на ПЛ «Акула», не вернувшейся из боевого похода ).

Первая русская ПЛ, совершившая, океанское плавание (из Средиземного моря в Белое) стала ПЛ «Святой Георгий» под командованием к2р И. Ризнича. Единственная подводная лодка, принявшая участие в 3-х войнах - Первой мировой, Гражданской и Великой отечественной, с боевыми победами - это ПЛ «Пантера», вступившая в строй 5 августа 1916г и действовавшая в составе БФ потопила немецкий транспорт и повредили корабль охранения. Во время гражданской войны 31 августа 1919года потопила английский эсминец «Викториес». Во время Великой Отечественной войны, в сентябре 1941г комендоры «Пантеры» сбили немецкий самолет Ju-87 и повредили еще 2 самолета. От АБ лодки освещались в аварийном режиме военные госпитали Кронштадта.

Первой подводной лодкой, построенной советскими кораблестроителями стала ПЛ «Д-1» - «Декабрист», созданная КБ под руководством Б.М. Малинина, ученика известного конструктора первых боевых подводных лодок И.Г. Бубнова. В/и(н/п) - 941/1288т, скорость 14/9 уз, дальность плавания - 3440/135 миль. Вооружение 8 ТА (6-н, 2 -к), артиллерия: 1-100мм, 1-45мм, экипаж-53 человека. ПЛ строились и вводились в строй в 1930-1931г. Дизельные двигатели для «Декабристов» поставлялись из Берлина.

Первый минный заградитель советской постройки - ПЛ типа «Ленинец», «Л», вошедшие в строй с 1933г.

Первая подводная лодка, впервые совершившая плавание по Северному морскому пути - Щ-423, которая в августе-октябре 1940г перешла из Полярного на Тихий океан. Командир лодки - Измаил Матигулович Зайдулин.

Первой подводной лодкой, оповестившей о своей победе холостыми выстрелами из орудия по числу потопленных кораблей противника, стала ПЛ К-2 под командованием кап. 3 ранга В. Уткина, потопившая транспорт. Таким образом. эта славная боевая традиция зародилась 19 сентября 1941г.

Наибольшее же число побед за один боевой поход одержала ПЛ «С-101», которая 24 июня 1943 года возвестила о своих победах пятью выстрелами. Командир - кап.3 ранга П. Егоров.

В годы Великой Отечественной войны первое устройство РДП на боевой подводной лодке было установлено на ПЛ «Щ-310» V-бис 2 серии . Немцы начали применять аналогичные «шноркели» только в 1944г.

Французская подводная лодка «Сюркуф» имела на вооружении два 203 мм орудия. Была построена в 1929г., погибла в 1942 году по нелепой случайности. Самая крупная ПЛ довоенного периода, водоизмещение полное 4373 тонны, длина 110м, высота корпуса 9.1м экипаж 118чел.(Энциклопедия кораблей, С-Пб.- М., Полигон,АСТ).

Работа над первой в мире АПЛ «Наутилус» начаты в США в 1947г, в Советском Союзе - в 1952г.

ПЛ типа «М» (Малютка) первый в истории подводного судостроения сварной способ сборки.

Самая массовая ПЛ в истории послевоенного кораблестроения - пр. 613. Всего за период с 1951г. по 1959г. было построено 215 корпусов. Эта лодка послужила и для отработки различных инженерных решений для новых проектов перспективных ПЛ. (например, впервые на нескольких ПЛ этого проекта корпус был оклеен рупорной резиной для повышения скрытности в условиях применения противником гидролокаторов).

Первый пуск ракеты с переоборудованной ПЛ пр. В - 611 (Б-97) состоялся 16 сентября 1955г. Первая морская ракета Р-11 ФМ была создана на базе оперативно-тактической ракеты Р-11.

Первая подводная лодка всплывшая в 1959г районе Северного Полюса называлась «Наутилус» - первая в мире ПЛ с АЭУ, построенная в 1955г., США. Командир - каптэн Уильям Андерсен.

Первая советская атомная подводная лодка «Ленинский комсомол», 1959г. В создании транспортного ядерного реактора принимал непосредственное участие Курчатов, академик Александров. Она же первой в ВМФ СССР всплыла на Северном Полюсе. В то время командовал этой лодкой кап. 2 ранга Жильцов. За этот поход он был удостоен звания Героя Советского Союза.

Первый подводный запуск БР с движущейся ПЛ был осуществлен в 1960 году с ПЛ пр. АВ611. ПЛ АВ611 явились первыми в мире серийными ПЛ с БР. (всего 5ПЛ, водоизм 1890т, вооружение 2БР Р-11ФМ).

Первой в мире спасательной подводной лодкой была подводная лодка пр. 666, переоборудованная из пр. 613 на заводе «Красное Сормово» и сданная флоту 1962г.

Первая в мире спасательная операция с переходом под водой из одной подводной лодки в другую проведена 23 октября 1981г. с глубины 31м подводной лодкой пр. 940 «Ленок» (ТОФ).

Первой подводной лодкой - носителем крылатых ракет с надводным стартом была подводная лодка пр. 644 с ракетным комплексом «П-5», в 1960г. сдана флоту. Головная ПЛ этого проекта стала «С-80» ПЛ 665 пр. первая ПЛ со стационарными контейнерами под постоянным углом возвышения.

Первая атомная ПЛ с крылатыми ракетами - АПЛ пр. 659 (К-145).

Первая ракетная лодка с БР специальной постройки пр. 629, ракетный комплекс Д-2, 3 БР, «Р-13» с надводным стартом, 1959-1962 629 А - комплекс Д-4 с подводным стартом, 1963 год.

Первая в мире ПЛА с системно-комплексным автоматизированным управлением пр.705 была разработана, спроектирована и построена в 1959-1971г. автор проекта Петров А.Б. заводской 900. Головная ПЛА пр. 705К (зав. 105) вступила в строй в 1977г. (Мсб 7 1996, стр. 59-61).

Первая многоцелевая ПЛА Советского флота с одновальной энергетической установкой и двумя вспомогательными движителями. Конструктор проекта 671 Г.Н. Чернышев. Принята в состав ВМФ 5.11.1967г. На этом проекте впервые также применялись кингстонные цистерны главного балласта. Первый командир головного корабля капитан 2 ранга Чернышев (ГМсб. 21995 стр.72-75).

Впервые в мире проведена залповая стрельба полным боекомплектом ракет (16шт) РСМ-54 6 августа 1991г с АПЛ «Новомосковск». Эта операция была названа «Бегемот». Руководитель операции Лев Николаевич Ролин, командир АПЛ капитан 2 ранга С. Егоров.

Первые применения ПЛ в бою.

Первые попытки использовать ПЛ для военных целей принадлежат американскому механику Бушнелю, в период войны Североамериканских Штатов за независимость от Английской короны. Он вооружил свою лодку «Тоатл» («Черепаха») шестовой миной с часовым механизмом, и сержант Эзра Ли трижды атаковал британские корабли на рейде. Но неудачно. По «теории подлости», эти корабли оказались с защищенной медными листами подводной частью, и мина, которая крепилась на врезном винте, не смогла прикрепиться к корпусу.

В 1863 году - первое успешное боевое применение подводной лодки в мировой военной истории. Во время гражданской войны Севера и Юга южанин Оунлей построил подводную лодку «Давид». Лейтенант флота Гляссель атаковал броненосец «Айронсайд», но неудачно, из-за преждевременного взрыва мины, зато 17 февраля 1864 года лейтенант Диксон атаковал на «Давиде» броненосец «Хаузатоник2, водоизмещением 1200т и потопил его. Сам «Давид» тоже погиб, втянутый в пробоину броненосца.

Первое боевое применение АПЛ торпедного оружия против надводного противника - АПЛ ВМС Великобритании в 1982г , во время Фолклендского конфликта был потоплен старый аргентинский крейсер «Генерал Бельграно», абсолютно не имевший гидроакустического вооружения.

Первое боевое применение высокоточного ракетного оружия многоцелевыми АПЛ - это применение массированное ракет «Гарпун» и «Томагавк» в персидском заливе во время операции «Буря в пустыне» в январе 1991г.



Источник: http://polardpf.ru/main/412-podvodnye-lodki-skvoz-stoletija-ot-pedalejj-do.html
Категория: Рассказы из жизни подводников | Добавил: pl-b-39 (30.09.2013)
Просмотров: 1645 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]