Во второй половине 50-х гг.,
когда настала пора заменить первые послевоенные корабли проекта 611,
началась разработка новой большой дизельной подводной лодки. В то время
уже разворачивалось строительство атомоходов, но, в отличие от
американцев, отдавших предпочтение ядерным силовым установкам, в
Советском Союзе не пренебрегали и классическими. Хотя бы потому, что
гребные электродвигатели обладают существенным преимуществом: они менее
шумны, нежели турбозубчатые агрегаты атомных лодок. Новые большие лодки
предназначались, как и их предшественницы, для борьбы с потенциальным
противником на дальних коммуникациях, минных постановок, разведки,
прикрытия своего судоходства. Однако должны были обладать большими
автономностью, дальностью плавания, глубиной погружения, новыми
торпедами и минами, улучшенными условиями для службы и жизни экипажей.
По проекту 641, разработанному под руководством главного
конструктора С.А. Егорова, а потом З.А. Дерибина, удобообтекаемый корпус
выполнили с небольшой седловатостью, заостренным, скошенным форштевнем,
чтобы улучшить мореходность в надводном положении. Впереди разместили
обтекатели гидролокатора и шумопеленгатора, внизу носовой части устроили
выгородки для этой аппаратуры. 1-й отсек был торпедным, с 6 аппаратами,
из которых можно было стрелять с глубины до 80 м. 2-й — жилым (также
здесь находилась кают-компания), в нем под настилом находились
аккумуляторные батареи повышенной емкости. в 3-м традиционно
располагался центральный пост. в 4-м, как и во 2-м, было жилье (также
располагался камбуз) и аккумуляторы. В 5-м стояли дизели, в 6-м —
гребные электродвигатели, 7-й, кормовой, тоже был торпедным. Ограждение
рубки спроектировали довольно высоким, над ним не выступали перископы и
антенны, в обтекателе находились шахты устройства для работы дизелей под
водой и газоотвода.
Вооружение состояло из 6 носовых и 4 кормовых аппаратов (носовые на
Б-156 оснастили системой быстрой перезарядки), боезапас насчитывал 22
торпеды (включая телеуправляемые по проводам), вместо части их при
необходимости брали мины. Данные для стрельбы вырабатывались комплексом
«Ленинград-641».
В силовую установку входили три дизеля 37Д с газотурбонаддувом, были
смонтированы звукоизолированные выгородки (газоплотные шумовые
выгородки) для управления дизелями. Подводный ход обеспечивали два
бортовых электродвигателя ПГ-101 мощностью по 1350 л.с., средний ПГ-102 в
2700 л.с. и 140-сильный ПГ-104 для экономичного хода (на одном валу с
ПГ-102). Все они работали на 3 гребных винта изменяемого шага. Кроме
того, дизель-генераторы служили и для подзарядки аккумуляторов.
Новым было гидроакустическое, радио и локационное оборудование. К
нему относились радиолокатор обнаружения надводных целей «Флаг»,
гидроакустическая станция МГ-10, принимавшая сигналы чужих «асдиков»,
«Арктика-М», действовавшая в активном режиме, аппаратура «Свет-М»,
фиксирующая импульсы чужих гидролокаторов, система звукопроводной связи и
средства радиотехнической разведки «Накат».
При строительстве кораблей был выявлен ряд недостатков (снижение
поперечной остойчивости в подводном положении, отсутствие запаса по
водоизмещению для модернизации). Поэтому последние корабли (которые
строились на ЛАО) были перепроектированы. Были заменены 2-х тактные
дизеля типа 37Д на 4-х тактные типа 2Д42 и АБ типа 46СУ на АБ повышенной
емкости типа 48СМ, в результате был полностью перекомпонован 5-й отсек
(в зарубежных источниках иногда называются как проект 641К).
В НАТО новым «букам» присвоили название «Foxtrot». Кроме советского
флота, эти лодки поставлялись за границу. Польше передали два серийных
корабля. В 1965 г. специально для экспорта в Индию была разработана
модификация И641 (ЛПМБ «Рубин», главные конструкторы З.А. Дерибин и Ю.Н.
Кормилицин). На этих кораблях оставили АБ типа 46СУ, увеличили запасы
пресной воды и убрали 2 каюты в 4-м отсеке, за счет чего разместили
установку кондиционирования СПХМ-ФУ-90. Индии были переданы 4 корабля, 2
из них модернизировали на «Дальзаводе» по проекту И641М. В 1972–1983гг
было построено еще 13 кораблей (4 — Индия, 6 — Ливия (проект И641Л), 3 —
Куба) по дополнительно доработанному проекту И641К, имевшему
уменьшенный до 400-мм калибр кормовых торпедных аппаратов (главный
конструктор Ю.Н. Кормилицин)
Спустя некоторое время на части лодок обновили оборудование и
вооружение, однако это сочли недостаточным, и было решено провести более
глубокую модернизацию. Усовершенствованный проект получил наименование
641Б.
Форма входа